Физика СШ № 38 г. Гомеля - резерфорд

Резерфорд Эрнест (1871-1937)

 

Выдающийся ученый-физик с мировым именем, лауреат Нобелевской премии (1908 год) один из создателей атомной физики, сочетавший в себе экспериментатора с глубокими теоретическими знаниями.

 

Он родился в Новой Зеландии в семье мелкого фермера, где был четвертым из 12 детей, поэтому к труду приобщился с раннего возраста. Работоспособность позволила ему закончить школу с великолепными результатами (580 баллов из 600 возможных) и получить стипендию для дальнейшего обучения в Англии. Интересно, что известие об этом он получил во время уборки на картофельной плантации и пророчески заметил: «Это, очевидно, последняя картошка, которую я выкапываю».

 

Картошка, действительно была последней, но «копать» Резерфорду пришлось всю оставшуюся жизнь, только теперь в науке. Его научная деятельность началась в известной физикам своего мира Кавендишской лаборатории, из стен которой вышло 17 Нобелевских лауреатов. Под руководством крупнейшего ученого того времени Дж. Дж. Томсона Резерфорд «копал» так глубоко, что его молодые коллеги присвоили ему кличку «Кролик». Его интересовал широкий круг вопросов. Это и электромагнитные волны, и прохождение тока через газы, и радиоактивность. Именно исследование радиоактивных излучений принесло ему мировую известность и славу. С помощью магнитного поля радиоактивное излучение им было разделено на α- и β- лучи, им открыт закон радиоактивного распада, им обоснована возможность превращений одних элементов в другие при радиоактивном распаде.

 

В 1908 году Эрнест Резерфорд становится Нобелевским лауреатам по … химии (тогда радиоактивность относилась не к физике, а к химии). По этому поводу сам Резерфорд сказал: «Я имел дело с многими разнообразными превращениями, … но самое замечательное превращение заключалось в том, что я в один миг превратился из физика в химика».

 

Однако в физике достижения и открытия Резерфорда столь значительны, что их хватило бы на несколько подобных премий. Напомним лишь некоторые из них:

  1. Опыты по рассеянию α –части, приведшие к планетарной модели атома.
  2. Первая в мире ядерная реакция, осуществленная бомбардировкой α- частицами атомов азота, результатом которой явилось превращение азота в кислород (точнее в озон-изотоп кислорода). Кстати, Резерфордом было осуществлено 17 различных ядерных реакций.
  3. Открытие протона, являющегося составной частью ядра любого атома (1919 год). Протон был открыт в ходе осуществления первой ядерной реакции.

 

 

 

 

 

Став маститым ученым, Резерфорд приобрел новую кличку – «Крокодил». Крокодил – существо, не умеющее пятиться назад. Резерфорд всегда шел только вперед и, зная о своей кличке, не обижался на коллег.

 

Э. Резерфорд щедро делился своими идеями с учениками, которые приезжали к нему из разных стран. Это англичанин Д. Чедвиг, открывший в 1932 году нейтрон, предсказанный Резерфордом; это немецкий физик Г. Гейгер, сконструировавший счётчик α и β – частиц; это датчанин Н. Бор, ставший один в один ряд со своим учителем в развитии атомной физики и т.д. Кстати, все вышеперечисленные ученики Резерфорда являются Нобелевскими лауреатами.

 

Из воспоминаний Капицы о Резерфорде: «… к людям он относился исключительно заботливо, особенно к своим ученикам… Не позволял работать дольше 6 часов вечера в лаборатории, а по выходным дням не позволял работать совсем». Он утверждал, что «плохие те люди, которые слишком много работают и слишком мало думают». Своему заместителю он неоднократно напоминал: «Всякому кто имеет собственные идеи, нужно помочь их осуществить, даже если они кажутся не особенно важными или вообще невыполненными, ибо ошибки учат не меньше, чем успехи. Не забывайте, что многие идеи ваших мальчиков могут быть лучше собственных и никогда не следует завидовать успехам своих учеников. … Ученики заставляют меня казаться молодым».

 

Чувствуя отеческую заботу, ученики платили ему взаимной любовью. П.Л. Капица отмечал, что Резерфорду полностью применимо изречение: Простота – вот самая большая мудрость». И, действительно, несмотря на мировую известность, Резерфорд всегда оставался простым в общении, в работе и в жизни вообще.

 

Сейчас мало кому известно, что в 1932 году его возводят в сан лорда и называют лордом Нельсоном (подобно лорду Кельвину), но сам он практически этим именем не пользовался, оставаясь простым сыном фермера.

 

Педагогическая деятельность Резерфорда не была столь успешной. На занятиях он постоянно увлекался рассказами о новых научных идеях и перспективах, а в итоге учащиеся не успевали усваивать программный материал. Увлекательно излагая на лекциях физические аспекты изучаемого вопроса, он почти никогда не мог довести до конечного результата математические выводы, относящиеся к данному вопросу. Сделав ошибку в доказательстве, он смущенно клал мел и говорил: «Если сделать все выводы правильно, то получится так, как я сказал». Однажды Резерфорд демонстрировал распад радия. Экран то светился, то гас. Он комментировал опыт так: «Теперь вы видите, что ничего не видно, а почему ничего не видно вы сейчас увидите». Скорее всего Резерфорд никогда не готовился к лекциям, считая ненужным тратить время на то, что можно прочитать в учебнике.

 

Интересно, что имя Резерфорда часто пресекается с именем Ньютона. Так, Резерфорд женился на девушке, которую звали Мэри Ньютон (однофамилица великого ученого); отмечают тот факт, что Резерфорду в саду упал на голову сук от яблони, подобно тому, как Ньютону упало яблоко; даже могила Резерфорда находится рядом с могилой Ньютона.

 

Что же качается смерти Резерфорда, то она для всех явилась полной неожиданностью. Осенью 1937 года у него случилось ущемление грыжи, и на четвертый день после операции он скончался. Резерфорд похоронен в Соборе Святого Павла, известном как Вестминстерское аббатство. Его саркофаг установлен в, так называемом, «уголке науки», где захоронены И. Ньютон, М. Фарадей, Ч. Дарвин. Простой памятник над прахом ученого подтверждает его скромность. Но немеркнущим памятнику великому Резерфорду стала атомная физика, отцом которой он является и которая получила блестящее развитие в трудах его многочисленных учеников.